Обобщенные ответы управления на вопросы 29 сентября 2017 года


ОБОБЩЕННЫЕ ОТВЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ВОПРОСЫ


1. В правилах безопасности при ведении горных работ и переработки полезных ископаемых есть пункт 24: «Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за выполнением проектных решений». Какая предусмотрена ответственность эксплуатирующей и проектной организаций за неисполнение данного пункта Правил?

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработки твердых полезных ископаемых» (далее - Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.

В соответствии с п. 24 Правил «Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за выполнением проектных решений».

С целью уточнений положений данного пункта следует обратиться к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определяющего правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов. Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

В соответствии с пунктом 7.4 раздела 7 «СП 48.13330.2011. Свод правил.
Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. №781: «При строительстве опасных производственных объектов, а также особо опасных технически сложных и уникальных объектов осуществляется авторский надзор проектировщика. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (заказчика)».

Порядок осуществления и функции авторского надзора, в том числе и при обнаружении отклонений от проектной документации, устанавливаются «СП 11-110-99. Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренного Постановлением Госстроя РФ от 10.06.1999 г. № 44 (далее – СП
11-110-99).

В соответствии с пунктом 4.1 СП 11-110-99: «Авторский надзор
осуществляется на основании договора (распорядительного документа)
и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода
в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости и начального периода его
эксплуатации».

Таким образом, при строительстве опасных производственных объектов, регламентируется обязательный характер авторского надзора. При этом, проектные организации не вправе уклоняться от заключения договора, т.к. обязательность его заключения предусмотрена законом.

Застройщик (технический заказчик) должен предусмотреть данный вид контроля на этапе разработки проектной документации и заключить договор с проектной организацией (или лицом, осуществляющим проектирование).

Следует так же отметить, что в законодательстве отсутствует запрет на привлечение заказчиком для выполнения комплекса работ по осуществлению авторского надзора, любых юридических и физических лиц, при условии соответствия таких лиц законодательным требованиям к данному виду деятельности.

Исходя из изложенных положений нормативной документации, обязанность осуществлять авторский надзор за выполнением проектных решений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов возлагается как на эксплуатирующие, так и на проектные организации, подготовившие техническую документацию. Отсутствие авторского надзора, воспрепятствование или уклонение от его проведения, является нарушением Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

2. Пункт 344 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» гласит следующее: «На предприятиях, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов, создаются ГСС или заключаются договора с газоспасательной службой…». Могут ли быть наделены полномочиями для проведения газоспасательных работ муниципальные казенные учреждения районов «Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»?

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2013 г. № 656, (далее – Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов.

В соответствии с указанными Правилами, на предприятиях, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов, создаются газоспасательные службы или заключаются договора с газоспасательными службами, аттестованными в соответствии с действующим законодательством, которые осуществляют конкретный перечень работ, обязательных к исполнению. Структура, штаты и оснащение газоспасательной службы должны обеспечивать выполнение возложенных на нее задач.

Указанные Вами муниципальные казенные учреждения районов «Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» могут создавать газоспасательные службы в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», которые в свою очередь подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Прошу разъяснить правомерность применения должностными лицами Ростехнадзора статьи 9.1, а не 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при привлечении к административной ответственности за непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности до 1 апреля соответствующего календарного года?

Срок представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности установлен в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, следовательно, его несоблюдение относится к нарушениям требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Предоставление указанных сведений является непосредственной обязанностью общества, вытекающей из требований промышленной безопасности, и охватывается составом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Часть 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, является специальной нормой по отношению к статье 19.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи, с чем подлежит применению специальная норма.

4. На предприятии было изменено наименование с Открытого акционерного общества (ОАО) на Акционерное общество (АО), подскажите, пожалуйста, нужно ли нам переоформлять лицензии на Эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, и на производство маркшейдерских работ?

Согласно статьи 3 пункта 7 Федерального закона от 05.05.2014г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ, не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее фирменное наименование. Таким образом, переоформление лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и производства маркшейдерских работ, по вышеуказанным основаниям не требуется.

5. Кто из работников организации должен проходить обязательный медицинский осмотр перед началом смены?

Перед началом смены должны проходить обязательный медицинский осмотр рабочие выполняющие работы повышенной опасности. Перечень работ повышенной опасности устанавливается руководителем организации (п.30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 г. № 599, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июля 2014 г., регистрационный N 32935).

6. В каких случаях предоставляется отсрочка и рассрочка платежа по административному наказанию?

В соответствии со статьёй 31.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отсрочка и рассрочка платежа по административному наказанию осуществляется:

1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

7. Если специалисты нашего предприятия пройдут обучение по промышленной безопасности (по областям аттестации А, Б) в Северо-Кавказском управлении Ростехнадзора, будет ли их аттестация действительна на территории Ленинградской области ?

Согласно приказу Ростехнадзора от 15.12.2011 № 714 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37», Ростехнадзор предаттестационную подготовку не проводит. Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Подготовка может проводиться: в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах; в режиме самоподготовки.

Согласно п. 25 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-2007), утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37, документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Ростехнадзора, действительны на всей территории Российской Федерации.